Кто они, красавицы со знаменитых портретов русских художников?

Кто они, красавицы со знаменитых портретов русских художников?

Они смотрят отстраненно или высокомерно, они погружены в себя или случайно заметили в толпе зрителя и ответили ему открытым взглядом. Они смотрят на нас через века. Но кем были женщины, которых художники избрали своими музами?
 

 
«Портрет Марии Лопухиной», Владимир БоровиковскийНадменной красавице, графине Лопухиной, в девичестве Толстой, которая совсем недавно вышла замуж, на этом портрете всего 18. Портрет заказал художнику новоиспеченный муж Марии, егермейстер Павла I Степан Лопухин, чтобы поразить невесту своей щедростью, а красоту ее сохранить для потомков. На картине лицо девушки пышет здоровьем: на щеках играет румянец, глаза игриво блестят. Она изображена на фоне природы, и цвет васильков на заднем плане перекликается с цветом ее пояса.
 

 
Брак Лопухина и Марии был несчастливым. Детей пара не нажила, а спустя всего пять лет после написания картины Лопухина скончалась от чахотки. С тех пор вокруг картины ходила дурная слава: говорили, что любая, кто взглянет на него, тоже вскоре умрет. Поговаривали даже, что отец девушки Иван Толстой, известный мистик, каким-то образом перенес душу девушки в портрет. Было время, когда картину убрали подальше от человеческих глаз, чтобы уберечься от несчастья, пока ее не отыскал сам Третьяков.
 
«Всадница», Карл Брюллов«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает…» — писал Александр Пушкин. Но стихотворение посвящено не героине картины Джованине Пачини, а ее матери Юлии Самойловой.
 

 
Репродукции динамичного полотна Брюллова висели в каждой квартире. Картину заказала многолетняя любовница художника Юлия Самойлова — ее фамилия написана на собачьем ошейнике.
Первый брак Самойловой сложился неудачно, и после смерти мужа она перебралась в Италию. За ней последовал и Брюллов. Там Юлия стала любовницей знаменитого композитора Джованни Пачини. Его дочери, Амацилия (младшая) и Джованина, стали ее приемными детьми. Любопытно, что по документам у композитора была всего одна дочь…
Юлия Самойлова скончалась в нищете в Париже, а дальнейшая же судьба ее воспитанниц неизвестна.
 
«Красавица», Борис КустодиевХудожник написал эту картину в разгар страшной болезни — опухоли спинного мозга. В качестве натурщицы Кустодиев пригласил позировать ему уже тогда известную актрису МХТ Фаину Шевченко. Театральный критик Марков писал тогда о ней: «Ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем».
 

 
В ответ на предложение позировать голой, пускай даже известному художнику, актриса воскликнула: «Ну что вы! Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть?! А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой!» Но в конце концов согласилась.
На картине разомлевшая купчиха лежит на ложе среди пуховых подушек. На выставке модель и художник снова встретились. Шевченко отметила: «Очень толстая!» Художник ответил: «Какая есть». И поцеловал её руку.
Фаина сыграла множество ролей в кино и театре, а умерла в глубокой старости.
 
«Неизвестная», Иван КрамскойЧего только не говорили об этом портрете, каких только предположений не строили! Красивая женщина, одна, смотрит с вызовом и пренебрежением. Не иначе, как содержанка.
И все-таки самым вероятным предположением о том, кто позировал мастеру, является дочь Ивана Крамского Софья.
 

 
О ней известно очень мало, наверняка только одно: «неблагонадежная», репрессирована.
Софья была талантливой художницей, с детства была любимой моделью отца. Вера Третьякова, ровесница Сони, вспоминала о ней: «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи… В 16−17 лет Соня похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и обаяние привлекали к ней много поклонников».
Когда пришло время, Соня влюбилась — в молодого врача Сергея Боткина. Дело шло к свадьбе, как буквально накануне Сергей разорвал помолвку и женился на подруге Софьи Саше Третьяковой. Софья долго оставалась одна, переживая предательство любимого, и вышла замуж, только став уже известной художницей, в 35 лет за юриста Георгия Юнкера. К сожалению, большая часть картин не сохранились после гражданской войны и революции. Из-за того, что после революции Софья Крамская помогала некоторым своим знакомым из бывшей знати, в 1930 году ее арестовали и обвинили в контрреволюционной пропаганде. Ее отправили по этапу, и хотя через год Софья Крамская получила помилование, через год она умерла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *